Фото: Часовая компания «Слава»/ Часовой салон Alltime

Вышел Ежик из тумана….

Ежик, словно паломник, проходит путь, полный неожиданностей

В год полувекового юбилея «Ежика в тумане» часовая компания «Слава», «Союзмульфильм» и ретейлер AllTime поместили на циферблат часов главного героя культового мультфильма и вновь всколыхнули интерес к этой философской сказке для взрослых. Какие смыслы за прошедшие десятилетия видели в мультфильме разные критики и зрители, как смысл этого нетленного произведения отражен не только в оформлении, но и в конструкции и почему это «эмоционально взрослые часы», разбиралась Юлия Савельева.

«По вечерам Ежик ходил к Медвежонку считать звезды…» — с этой незамысловатой фразы начинается самый известный и титулованный в мире советский мультфильм, который в нынешнем году отмечает свой 50-летний юбилей. За прошедшие полвека скупое по своим визуальным выразительным средствам и бесконечно глубокое по содержанию десятиминутное действо на экране получило более 35 всесоюзных и международных наград. Последняя из них была вручена мультфильму уже в XXI веке и окончательно закрепила за ним статус культового — в 2003 году на международном анимационном фестивале Lauta в Токио 140 кинокритиков из разных стран назвали нашего «Ежика» лучшим мультфильмом всех времен.

Как получилось, что созданная в 1975 году на «Союзмультфильме» история вдруг стала чем-то большим, чем просто рассказ о том, как Ежик отправился в гости к своему другу Медвежонку? На этот вопрос пытается ответить не одно поколение критиков и зрителей, каждое из которых видит в мультфильме нечто, резонирующее с общемировыми культурными явлениями, и что-то свое, близкое именно ему. Даже если в поисковой строчке в интернете ввести название «Ежик в тумане», то одним из первых вариантов предлагается добавить слово «смысл». Так в чем смысл этой, казалось бы, незамысловатой истории?

Писатель-сказочник Сергей Козлов, который написал легший в основу мультфильма рассказ, сам считал его философским произведением. Ежик действительно, словно паломник, проходит путь, полный неожиданностей и опасностей, преодолевает все преграды, чтобы в его конце обрести опору в виде лучшего друга — Медвежонка. Возможно, эту метафору сразу разглядел в сказке режиссер Юрий Норштейн, которму Козлов показал свое произведение. И следом уже вместе они домыслили все перепетии похода героя через окутанный туманом лес. Художник-постановщик Франческа Ярбусова, по совместительству супруга Норштейна, нарисовала Ежика очаровательным странником — ведомым любопытством созданием, которому одновременно и страшно, и интересно все проиходящее вокруг многообразие. В сотканном ею, Норштейном и оператором Александром Жуковским визуальном языке многие исследователи видят отсылки к монохромной древнеяпонской гравюре и древнекитайскому марионеточному театру, к живописи Клее и Брака. Эстетика гармонирует с музыкой Михаила Мееровича, которая то нагнетает происходящее, то возвращает к его созерцанию, как и голос рассказчика — актера Алексея Баталова.

Множество сплетенных воедино элементов и сделали из десятиминутной ленты признанный шедевр и не совсем детский мультфильм, а скорее философскую притчу для взрослых. Разве детям придет в голову сравнивать реку, которая «сама несет» Ежика, с «рекой жизни» из библейского Откровения 22:1–2, древнегреческой или древневосточной философии? А туман в зачарованном лесу — с разумным туманом на станции у планеты Солярис в фильме Тарковского, который вышел на экраны тремя годами ранее мультфильма? Или заглядывание Ежика внутрь огромного высохшего дерева — с поиском сакрального во многих религиях древа жизни и познания мироздания? А неожиданный, дозволенный в эпоху застоя проход Ежика в тумане со светлячком на палочке, словно верующего со свечой в неком святилище, — возможную отсылку к «Божественной комедии» Данте Алигьери, связь мультфильма с которой Норштейн никогда и не скрывал и, как говорят, даже на заседании худсовета «Союзмульфильма», защищая свою будущую работу, процитировал строку из этой поэмы XIV столетия: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу…»

Многие кинокритики считали, что мультфильм еще и созвучен советскому кинематографу 1970-х с его ищущим свое место в обществе одиноким героем — так и Ежик (которого потешно озвучивает актриса Мария Виноградова) заглядывает в колодец словно бы в поиске собственного «я». В финале этого путешествия Ежик вновь обретает Медвежонка (говорящего голосом актера Вячеслава Невинного), и их уже ждут самовар, плетеное кресло и чай с малиновым вареньем — непременные атрибуты неспешной, жизни и тургеневского помещика, и советского дачника. Так дружба преподносится в мультфильме как обретение душевного покоя и огромная жизненная ценность в любые времена.

Как очаровательный странник из самого философского советского мультфильма оказался на циферблате часов «Ежик»? В 2024 году часовой бренд «Слава» заранее готовился к своему 100-летию, и в ателье дизайна думали о создании нескольких лимитированных моделей, в которых так или иначе была бы отражены ключевые явления истории страны — от политических до культурных. Нарратив «Ежика в тумане» идеально подходил под это определение, к тому же и мультфильм по удачному совпадению тоже готовился отметить круглую дату.

«Последние годы любителей и коллекционеров все больше привлекают „часы со смыслом“, модели, за которыми стоит некая увлекательная история, легенда», — рассказывает Павел Гранкин, глава бренда «Слава». «И „Ежик в тумане“, безусловно, именно такое знаковое для российского общества и для культуры явление».

Часовая компания заключила лицензионное соглашение с «Союзмультфильмом», обладателем авторского права на знаменитую анимационную историю, и приступила к работе над будущей моделью, которая в общей сложности заняла два года. Сразу было решено, что главным героем часов, как и в мультфильме, станет Ежик — точно такой, как на экране: трогательный, испуганный, прижимающий к груди свой узелок с малиновым вареньем.

Но Гранкину и его команде было мало передать лишь «доброту и милоту» героя на маленьком пространстве циферблата диаметром 39 мм. Они стремились погрузить фигурку в ту же одновременно тревожную и дарящую надежду атмосферу, что и на экране. Если в самом мультфильме были применены так называемые ярусные декорации, благодаря которым был воспроизведен эффект тумана, то и на циферблате туман за спиной Ежика постоянно видоизменяется благодаря тому, что он изображен на двух прозрачных вращающихся дисках. Собственно, на каждом из этих двух дисков закреплены улитка и дубовый лист, элементы из мультфильма, которые заменяют здесь традиционные стрелки: первая показывает часы, второй отвечает за минуты. Их ходом управляет калибр 2409, который был разработан и изготовлен еще советскими инженерами на Втором Московском часовом заводе «Слава», но для нынешних часов был доработан, лишился ненужной в столь созерцательной картине секундной стрелки и получил гарантию на год больше.

«Сама сказочная история напрямую связана со временем —перемещение героя в туманном пространстве созвучно поиску себя и той неопределенности будущего, с которой сегодня вновь столкнулось общество. Мы решили обыграть эту атмосферу через призму часового искусства — отказались от стрелок и заставили двигаться на циферблате многослойный „туман“», — рассказывает Гранкин. Кстати, белая лошадь, которую Ежик пытался разглядеть в тумане в мультфильме и в которой кинокритики видят параллель с такой же отстраненной лошадью в фильмах Тарковского,

хитроумно спрятана и в часовой модели — силуэт ее безучастной к течению времени головы возникает на застежке часов.

Тысяча индивидуально пронумерованных экземпляров сразу отправилась в AllTime, в столичный флагманский магазин, — к третьему партнеру проекта. Глава компании Вячеслав Саванеев подчеркивает, что в этой истории скорее выполнял роль «посредника между художником и потребителем», и признает, что даже ему, эксперту со стажем, идеи команды «Славы» изначально показались слишком смелыми, но в итоге оказались единственно верными. Точно так же Саванеев признается, что, когда он был ребенком, «Ежик в тумане» ему очень не нравился. «Я не понимал его и сильно сердился, когда мультфильм ставили в передачу „Спокойной ночи, малыши!“. В нем не было закрученного динамичного сюжета и простой и понятной ребенку морали в конце. Это мультфильм для детей, которые поймут его со временем, по мере взросления», — уверен сегодня Саванеев. «Так и с часами „Ежик “ — чтобы понять их, важно подержать руках и увидеть, что за нестандартным оформлением и идентификацией времени скрываются фантазия и энергия, вложенные и в мультфильм, и в это часовое творение».

«Вроде бы незатейливая история о дружбе: Ежик пошел к другу, — а сама по себе дает столько эмоциональных ощущений и смысловых интерпретаций», — рассуждает Гранкин. «Мы обнаружили, что наш проект не только вызвал ажиотаж у знатоков и коллекционеров, но и заставил молодое поколение посмотреть этот мультфильм и открыть для себя какой-то новый пласт культуры. Часы с Ежиком на запястье — своеобразный маркер, по которому можно понять, твой человек перед тобой или нет, одни ли у вас нарративы и ценности».

Total
0
Shares
Предыдущая
Историческая перспектива.

Историческая перспектива.

Жизнь с налетом романтики

Следующая
Выпьем за тех, кто дошел до Берлина!

Выпьем за тех, кто дошел до Берлина!

"Письмо моим сыновьям"

Total
0
Share