Возрождение легендарной Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, безусловно, станет одним из самых ярких событий нынешнего лета. В рекордные сроки, всего за три года, на этом объекте культурного наследия федерального значения проведены уникальные работы по реконструкции и реставрации. Зданию возвращен исторический облик, залы консерватории отныне соответствуют уровню лучших концертных площадок мира, а 40 учебных классов обеспечат преподавание музыки на самом современном уровне.
Великое наследие.
Величественное строение на Театральной площади Северной столицы словно сложено из нескольких удивительно грациозных архитектурных шедевров. На самом деле так и есть! Сначала, в 1783 году, еще в пору правления Екатерины Великой, по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди был построен первый Большой каменный театр в России, считавшийся в конце XVIII века образцом театрального здания в России и Европе. Несмотря на это, переделывали и перестраивали его на протяжении почти столетия. А вот в 1896 году в перестроенном по указу императора Александра III помещении бывшего Каменного театра на Театральной площади Санкт-Петербурга открывается первый в России профессиональный музыкальный вуз. Сама консерватория была основана гораздо раньше, в сентябре 1862 года, по инициативе пианиста и композитора Антона Рубинштейна, но в течение более чем 30 лет работала без собственного здания. Своих учеников Антон Рубинштейн призывал «быть неутомимыми служителями того искусства, которое возвышает душу и облагораживает человека».
Фото: архив Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова
Автором здания для Императорской консерватории стал российский инженер-архитектор Владимир Николя. Чтобы понять, насколько сложная задача стояла перед современной командой, взявшейся за реализацию проекта реставрации и реконструкции здания, достаточно нескольких фактов. Здание консерватории в 1891–1896 годах строили с частичным использованием стен и фундаментов Каменного театра, построенного за полвека до Большого театра в Москве. Орган закупали у немецкой фирмы Walcker. Главный фасад — величественный, с богатым лепным декором, гипсовым фризом из гирлянд цветов и музыкальных инструментов. Уникальная роспись потолка, изображающая торжество искусства, и изысканные интерьеры.
Большой зал Рубинштейна первую четверть XX века по праву считался одной из ведущих театральных площадок Российской империи. Здесь выступали лучшие мировые и отечественные исполнители: Сара Бернар и Ида Рубинштейн, Сергей Прокофьев и другие. Но после Октябрьской революции 1917 года и Великой Отечественной войны акустика и убранство зала в стилистике эпохи Возрождения были утрачены. Акустика ухудшилась и после переустройства зала в кинотеатр в 1925 году, затем из-за попаданий фашистских бомб и снарядов. Капитальный ремонт середины 1960-х лишил Большой зал исторической отделки. Одно из красивейших зданий Санкт-Петербурга, с которым на протяжении веков работали великие зодчие, такие как Антонио Ринальди, Тома де Томон, Альберт Кавос и Владимир Николя, — ждало качественной и профессиональной реставрации.
Фото: архив Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова
А ведь альма-матер музыкальной России славилась не только выдающейся архитектурой и художественным оформлением своих помещений. Первым ее выпускником по классу композиции стал Петр Чайковский, в 1871 году на должность профессора одной из кафедр был приглашен Николай Римский-Корсаков, сегодня консерватория носит его имя. Здесь училась плеяда выдающихся музыкантов, среди которых Сергей Прокофьев, Евгений Мравинский, Василий Соловьев-Седой, Георгий Свиридов, Михаил Гнесин, Дмитрий Шостакович. К слову, в годы Великой Отечественной Шостакович преподавал класс композиции, а в составе добровольной пожарной дружины тушил на крыше консерватории зажигательные бомбы. Во время этих дежурств он и написал знаменитую «Ленинградскую симфонию», ставшую известной всему миру. Американский журнал Time даже опубликовал на обложке фото композитора в пожарной каске. Подпись гласила: «Пожарный Шостакович среди разрывов бомб в Ленинграде услышал аккорды победы».
Фото: Национальный музей музыки
Здание пережило капитальный ремонт в середине 1960-х, в результате которого потеряло статус памятника культуры. Первые шаги к реставрации были предприняты в 2014 году. Увы, работы затянулись, в 2018–2020 годах после ухода недобросовестных подрядчиков здание оказалось без отопления и в аварийном состоянии. Только в 2021 году проект реставрации и реконструкции был поручен публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства», а генподрядной организацией по итогам тендера стало АО «Политехстрой-Сварго». Проект реконструкции реализовывался как часть федеральной программы «Строительство». Сейчас уже можно смело сказать: этому памятнику истории музыки и архитектуры, наконец, повезло. За работу взялась команда профессионалов, понимающая ценность и важность объекта культурного наследия.
Фото: АО «Политехстрой-Сварго»
«Реконструкция и реставрация Петербургской консерватории — это проект, где особенно ярко проявилась ценность трудовых династий, которые участвовали в создании архитектурных жемчужин Петербурга и Москвы и передавали мастерство из поколения в поколение, — говорит генеральный директор АО «Политехстрой-Сварго» Алексей Бородин. — Эти люди — настоящие хранители традиций, и их руками воссоздавались исторические детали, внедрялись современные технологии, достигалась идеальная акустика. Благодаря их профессионализму удалось воплотить самые смелые замыслы и вернуть консерватории ее былое величие, обогатив его новыми возможностями».
Возвращение шедевров
Сложнейшие реставрационные работы, начавшиеся после получения всех согласований в 2022 году, проводились в строгом соответствии с Венецианской хартией по вопросам сохранения и реставрации памятников и достопримечательных мест. В соответствии с основополагающими принципами хартии были использованы те же технологии и материалы, которые зодчие применяли 130 лет назад при возведении здания. Одним из самых трудоемких процессов оказалось восстановление фасада, который украшают 2 тыс. элементов лепного декора и терракоты. Чтобы спасти эту архитектурную жемчужину Санкт-Петербурга, на помощь пришли новые технологии. Для «лечения» стен вокруг них возвели тепловой контур: согласно техническим стандартам, среднесуточная температура при ремонте фасадов не должна опускаться ниже +5 °C. Внешние стороны обшили специальными панелями, а внутри установили тепловые пушки. Это позволило в сжатые сроки усилить и отремонтировать кирпичную кладку на фасадах общей площадью 8 тыс. кв. м. Уникальные украшения из гипса и терракоты очистили, а утраченные элементы воссоздали на основе чертежей и фотографий. Даже в самые холодные зимы снаружи фасадов при помощи тепловых пушек реставраторы поддерживали температуру не ниже +15 °C.
Фото: АО «Политехстрой-Сварго»
Над возвращением фасадам и интерьерам консерватории первоначального исторического вида, как в момент ее открытия в конце XIX века, трудилась специальная группа экспертов. Историки, архитекторы, химики-технологи изучали документы, проводили расчистки слоев краски стен, определяли их химический состав. Этот кропотливый процесс позволил вернуть фасадам здания первозданный светло-бежевый оттенок, а парадная лестница вновь обрела оливковые тона. В историческом светло-бежевом цвете фасады консерватории пребывали бóльшую часть истории здания, с момента его открытия вплоть до наступления капитального ремонта в 1960-х. Примечательно: главная лестница консерватории была создана по образцу главной лестницы Михайловского дворца. Масштабные реставрационные работы вернули ей исторический вид. А в Малом зале Глазунова специалисты бережно отреставрировали интерьеры, сохранили все составляющие элементы акустических технологий конца XIX века: специальный каркас из еловых досок, поддерживающий оптимальный уровень реверберации, деревянные балконы и гипсовые украшения на стенах. Специалисты отреставрировали корпус органа конца XIX века, а также специальные акустические стулья австрийской фирмы Thonet с перфорацией в виде лиры для лучшего распространения звука.
Фото: АО «Политехстрой-Сварго»
В одном из помещений консерватории, где раньше располагалась домовая церковь, реставраторов ждал поистине царский подарок. Оказалось, под несколькими слоями краски и обоев сохранились фрески кисти художников Андрея Рябушкина и Василия Беляева, авторов эскизов мозаик знаменитого храма Спаса на Крови. Эта живопись считалась утраченной.
Фото: АО «Политехстрой-Сварго»
Уникальную роспись восстанавливали буквально по лоскуткам. Удалось воссоздать и витражи домовой церкви работы германских мастеров, по цветовой гамме напоминающие петербургские белые ночи. В удивительной атмосфере храма студенты консерватории теперь будут изучать древнерусское певческое искусство.
После сложнейшей реставрации консерватории вторую жизнь обрела коллекция из тысячи уникальных экспонатов, среди которых редчайшие фисгармонии, рояли основателей консерватории, историческая музыкальная мебель, скульптуры и картины. Утраченные детали мастера воссоздавали вручную, а в некоторых случаях с помощью современных 3D-технологий.
«Масштабные реставрационные работы Петербургской консерватории по праву признаны одними из самых сложных не только в России, но и в мире, — комментирует вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. — Это не просто реставрация, а настоящее возрождение культурного сердца Петербурга: акустика мирового уровня, инновационные репетиционные залы и многое другое в интерьерах XIX века. Консерватория имени Римского-Корсакова сегодня — это и концертная площадка мирового уровня, и настоящая кузница талантов. Очень большой и сложный проект реставрации объекта культурного наследия команда строителей, реставраторов, акустиков смогла завершить за три года — с существенным опережением установленных контрактом сроков. После реконструкции историческое здание первого музыкального вуза страны оснащено самыми современными технологиями для обучения музыке».
Акустика нового времени.
По оценке экспертов, грамотная реконструкция и современное оснащение новейшими технологиями подарили Санкт-Петербургской консерватории новую жизнь на десятки лет вперед, сделав максимально удобной для музыкантов и зрителей. Внутренние дворы-колодцы теперь укрыты светопрозрачными куполами из стекла и металла. За счет этого полезную площадь здания удалось увеличить на 700 кв. м. Кстати, конструкции из самонесущего высокопрочного авиационного алюминия при реконструкции объекта культурного наследия федерального значения были использованы на Северо-Западе впервые. Это инновационное решение позволило ослабить нагрузку на фундамент исторического здания, создать новые общественные пространства.
Фото: АО «Политехстрой-Сварго»
Финальным и, пожалуй, самым грандиозным аккордом проекта стали работы по радикальной реконструкции Большого зала Рубинштейна. Сохранив первозданный итальянский стиль эпохи Возрождения, Большому залу вместо прежней прямоугольной формы придали подковообразную. Конечно, не случайно: это позволило увеличить зрительный зал до 1100 мест и улучшить акустику. Три площадки оркестровой ямы, сейфы для декораций, которые можно загружать на сцену сразу с улицы, мобильный проем в портальной стене, способный расширяться, модернизированная система освещения — только лучшие концертные залы мира могут сегодня похвастаться подобным суперсовременным сценическим оборудованием.
Фото: АО «Политехстрой-Сварго»
Но главное — звук, безупречность которого в Большом зале теперь обеспечивает уникальная переменная акустика, созданная с помощью цифровых технологий. Она позволяет придать идеальное звучание самым разным музыкальным инструментам: барабанам, скрипкам, флейтам и саксофонам… Технически невероятно сложная система виртуальной и механической акустики в разы увеличивает возможности использования зала. По сути, теперь его можно в прямом смысле настроить под разные инструменты и произведения. Здесь могут выступать оркестры, оперные исполнители, хор. Классические произведения или джаз будут звучать бесподобно. Причем все зрители огромного концертного зала будут одинаково хорошо слышать любую музыку в любой точке зала.
Не менее меломанов открытия консерватории с нетерпением ждут студенты и абитуриенты высшего музыкального учреждения.
«Завершение реконструкции — важное событие в истории нашей альма-матер, — говорит ректор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова Алексей Васильев. — Учеба студентов консерватории пройдет в стенах исторического здания, видевшего самого Римского-Корсакова, Шостаковича и многих других — весь свет и цвет русской классической музыки. В то же время наши студенты получат доступ к наиболее технологичным решениям, что даст новый толчок развитию сцены».
Еще зимой этого года в Большом зале Рубинштейна впервые за долгие годы вновь зазвучала живая музыка. С помощью молодых музыкантов, сыгравших на обновленной сцене, проводилась проверка новейшей системы акустики зала. Чистота звука превзошла все ожидания. И совсем скоро Петербургская консерватория снова распахнет свои двери — для преподавателей, студентов и, конечно, благодарных зрителей. И восстановленные залы вновь заполнит великая музыка, возвышающая души исполнителей и слушателей.