Л. А. Веснин. Проект планировки и застройки Ленинской слободы, выполненный в рамках разработки плана «Новая Москва». Перспектива. Бумага, карандаш, акварель, тушь. 1924 г.

Архитекторы братья Веснины. Начало.

Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева при поддержке Министерства культуры Российской Федерации представляет выставочный проект «Архитекторы братья Веснины. Начало», посвященный уникальному в мировой истории творческому содружеству братьев архитекторов – авторов многих знаковых сооружений 1920–1930-х годов как в Москве, так и далеко за ее пределами. Смыслы рассказывают своим читателям о проекте, который с 07.11.2025 до 01.02.2026 будет представлен москвичам и гостям столицы в стенах музея.


Леонид, Виктор и Александр Веснины работали как отдельно, так и совместно, проектируя частные особняки, крупные общественные здания, храмы, мемориальные сооружения, промышленные предприятия и поселки при них. Их профессиональное становление началось в конце 1900-х годов, когда студентами они начали работать помощниками у известных архитекторов, участвовали в крупных архитектурных конкурсах, выполняли первые частные заказы. В начале 1920-х годов, соединив свои навыки и опыт, они стали основоположниками нового направления советской архитектуры, которое сегодня ассоциируется с понятием «конструктивизм». Это во многом и определило их статус лидеров советской архитектуры на несколько десятилетий.

Хотя в историю отечественной архитектуры Леонид, Виктор и Александр вошли как единый творческий союз – «братья Веснины», их профессиональные судьбы и жизнь сложились по-разному. Леонид ушел из жизни рано, но уже признанным мастером. Свидетельством тому стало переименование Денежного переулка в Москве в улицу Веснина в те годы, когда улицы и города Советского Союза получали имена в честь вождей революции. Виктор был одним из лидеров Общества современных архитекторов (выставка о котором откроется в Музее архитектуры в декабре 2025 года), позднее вторым лицом в Союзе советских архитекторов СССР и президентом Академии архитектуры СССР. Александр разрабатывал теорию новой современной архитектуры, много работал как театральный художник, оформитель выставок и книг.

Семь разделов выставки последовательно рассказывают о братьях Весниных и их творческом пути. Первые три раздела посвящены городу Юрьевцу, в котором прошло детство братьев, семье Весниных и учебе будущих архитекторов в Академии художеств и Институте гражданских инженеров в Петербурге. Эти разделы выставки перекликаются между собой благодаря фотографиям Юрьевца из архива семьи Весниных, обмерным чертежам старейшей Благовещенской церкви города, выполненным Леонидом в студенческие годы, письмам и самодельным открыткам, которыми братья обменивались с родителями и в которых делились своими успехами и переживаниями.

Ключевой раздел выставки, освещающий становление братьев Весниных как мастеров своего дела, включает несколько блоков: их работы в качестве помощников уже состоявшихся архитекторов; конкурсные проекты (театра в Ярославле, фасада здания Училища живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой улице в Москве, надгробного памятника Сергею Андреевичу Муромцеву на Донском кладбище в Москве и другие), позволившие заявить о себе в публичном поле; первые самостоятельные проекты, выполнявшиеся для частных заказчиков. Завершается раздел работами братьев, относящимися к сложному периоду Первой мировой войны, революционных потрясений и первых лет советской власти. В их числе: проекты крупных химических заводов с поселками при них, проектировавшиеся Виктором; один из первых вариантов плана электрификации страны ГОЭЛРО – Шатурская государственная районная электростанция с поселком авторства Леонида; а также живописные и театральные работы Александра, например, оформление спектакля «Человек, который был Четвергом», принесшие ему широкую известность.

В. А. Веснин, и А. А. Веснин. Конкурсный проект здания Наркомата тяжелой промышленности в Зарядье в Москве. Бумага, тушь. 1935 г.

В финальных разделах выставки представлены знаковые проекты 1920-х годов, связанные с поисками советского архитектурного авангарда, грандиозные проекты 1930-х годов совершенно иной архитектуры, а также живописные работы Александра и документы, относящиеся к позднему периоду жизни мастеров.

Подготовлено по материалам Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева.

Total
0
Shares
Предыдущая
Москва создает городскую среду, в которой хочется жить.

Москва создает городскую среду, в которой хочется жить.

Ради счастья

Следующая
Бусинка и столичные музеи.

Бусинка и столичные музеи.

Или записки богемного той-пуделя

Вам также может понравиться
Total
0
Share