Фото: Wikimedia

От Сокольников до парка.

На метро

Перестук колес, надпись «не прислоняться» на дверях, холодный свет, волнами стекающий с ламп, и бесконечные лица-лица-лица. До боли знакомая утренняя картина. Метро. Как же оно появилось в России? Все началось в 1930-х годах, когда стало понятно, что в разрастающейся Москве не хватает общественного транспорта. Трамваев было мало, и чтобы не опаздывать на работу, люди часто передвигались, повиснув на подножках. Другие виды транспорта развивались медленно. А население столицы стремительно росло. И вот, 15 мая 1935 года открыли первую линию московского метро от станции «Сокольники» до «Парка культуры». Всего 13 станций и 11,6 км подземной трассы, но жителям Москвы это казалось настоящим чудом. Стоимость билета составляла всего 50 копеек, а в октябре 1935 года ее снизили до 30. Так, поездки в метро стали доступны миллионам людей. Сегодня московскому метрополитену исполняется 90 лет!

Изначально метро планировали открыть к годовщине революции — 7 ноября 1934 года, — но из-за всех сложностей не успели. Лишь в октябре на участке от «Сокольников» до «Комсомольской» дали напряжение и впервые пустили двухвагонный состав.

Игорь ведущим специалистом научно-исследовательской службы Музея транспорта Москвы, рассказывает: «Поезд вел один из его создателей — инженер завода “Динамо” Михаил Шполянский. Это было в духе времени: сам придумал, сам и тестируй. А еще считалось, что вперед пассажиров проверить готовность объекта обязано руководство страны (чтобы вовремя устранить недочеты). В феврале на подземной дороге прокатились партийные деятели — нарком путей сообщения СССР Лазарь Каганович, председатель исполкома Моссовета Николай Булганин. Затем пригласили делегатов съезда коммунистической партии. Они помогли инсценировать пиковую нагрузку. Заполнив вагоны людьми, инженеры изучали, как состав разгоняется и тормозит. Так определили график движения в эпоху, когда не существовало компьютерного моделирования. Последними на испытания в метро спустились жители города. Поездкой награждали, например, передовиков производства»

15 мая в 05:48 подали напряжение на контактный рельс, и через четыре минуты из депо «Северное» вышел поезд. В 07:00 станции метро распахнули двери и, согласно графику, были открыты до часа ночи. Москвичи заходили в вестибюли, украшенные логотипами с буквой М. Многие пришли из любопытства: хотели взглянуть на чудо-транспорт своими глазами. Первым пассажиром стал рабочий завода «Красный пролетарий» Петр Латышев — он получил билет с номером А00001.

Москва с размахом отмечала историческое событие. 15 и 16 мая прошли демонстрации, к которым присоединились тысячи людей. «Есть метро!» — гласили надписи на растяжках.

Сегодня, 15 мая, в Москве отметят день рождения юбиляра, без которого москвичи не могут обойтись ни дня. Программа начнется в 09:00 и продлится до 19:00. Около 12:00 от «Сокольников» до «Парка культуры» проедет ретропоезд, а в 18:00 в сквере Московского Метро состоится торжественное шествие «Есть метро!» — такое же, как и 90 лет назад.

Total
0
Shares
Предыдущая
Для тела, для души.

Для тела, для души.

Черный перец, пудрово-белый пляж

Следующая
Открытая книга.

Открытая книга.

Ювелирное искусство как зеркало русской литературы

Total
0
Share