Фото: Wikimedia

От Сокольников до парка.

На метро

Перестук колес, надпись «не прислоняться» на дверях, холодный свет, волнами стекающий с ламп, и бесконечные лица-лица-лица. До боли знакомая утренняя картина. Метро. Как же оно появилось в России? Все началось в 1930-х годах, когда стало понятно, что в разрастающейся Москве не хватает общественного транспорта. Трамваев было мало, и чтобы не опаздывать на работу, люди часто передвигались, повиснув на подножках. Другие виды транспорта развивались медленно. А население столицы стремительно росло. И вот, 15 мая 1935 года открыли первую линию московского метро от станции «Сокольники» до «Парка культуры». Всего 13 станций и 11,6 км подземной трассы, но жителям Москвы это казалось настоящим чудом. Стоимость билета составляла всего 50 копеек, а в октябре 1935 года ее снизили до 30. Так, поездки в метро стали доступны миллионам людей. Сегодня московскому метрополитену исполняется 90 лет!

Изначально метро планировали открыть к годовщине революции — 7 ноября 1934 года, — но из-за всех сложностей не успели. Лишь в октябре на участке от «Сокольников» до «Комсомольской» дали напряжение и впервые пустили двухвагонный состав.

Игорь ведущим специалистом научно-исследовательской службы Музея транспорта Москвы, рассказывает: «Поезд вел один из его создателей — инженер завода “Динамо” Михаил Шполянский. Это было в духе времени: сам придумал, сам и тестируй. А еще считалось, что вперед пассажиров проверить готовность объекта обязано руководство страны (чтобы вовремя устранить недочеты). В феврале на подземной дороге прокатились партийные деятели — нарком путей сообщения СССР Лазарь Каганович, председатель исполкома Моссовета Николай Булганин. Затем пригласили делегатов съезда коммунистической партии. Они помогли инсценировать пиковую нагрузку. Заполнив вагоны людьми, инженеры изучали, как состав разгоняется и тормозит. Так определили график движения в эпоху, когда не существовало компьютерного моделирования. Последними на испытания в метро спустились жители города. Поездкой награждали, например, передовиков производства»

15 мая в 05:48 подали напряжение на контактный рельс, и через четыре минуты из депо «Северное» вышел поезд. В 07:00 станции метро распахнули двери и, согласно графику, были открыты до часа ночи. Москвичи заходили в вестибюли, украшенные логотипами с буквой М. Многие пришли из любопытства: хотели взглянуть на чудо-транспорт своими глазами. Первым пассажиром стал рабочий завода «Красный пролетарий» Петр Латышев — он получил билет с номером А00001.

Москва с размахом отмечала историческое событие. 15 и 16 мая прошли демонстрации, к которым присоединились тысячи людей. «Есть метро!» — гласили надписи на растяжках.

Сегодня, 15 мая, в Москве отметят день рождения юбиляра, без которого москвичи не могут обойтись ни дня. Программа начнется в 09:00 и продлится до 19:00. Около 12:00 от «Сокольников» до «Парка культуры» проедет ретропоезд, а в 18:00 в сквере Московского Метро состоится торжественное шествие «Есть метро!» — такое же, как и 90 лет назад.

Total
0
Shares
Предыдущая
Для тела, для души.

Для тела, для души.

Черный перец, пудрово-белый пляж

Следующая
Открытая книга.

Открытая книга.

Ювелирное искусство как зеркало русской литературы

Вам также может понравиться

Новая урбанистика как фундамент счастья.

Как комплексное развитие территорий превращает депрессивные площадки во всех округах Москвы в благоустроенные пространства для комфортной жизни и закладывает фундамент для счастливого будущего

Total
0
Share