Станция «Красные ворота»

Московское метро:

при выходе из вагона не забывайте о прекрасном

В 2025 году Московскому метрополитену исполнилось 90 лет. Сегодня это неотъемлемая часть Москвы, самый востребованный транспорт города и место, с которого многие начинают знакомство со столицей. А еще наше метро — крупнейшее в Европе по пассажиропотоку и протяженности сети, самое надежное, чистое, красивое и, конечно же, самое любимое! И это далеко не все, что можно рассказать о Московском метрополитене. Юлия Юрьевна Темникова, советник заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности, рассказала «Смыслам» о 12 фактах из истории метро, которых мы с вами, скорее всего, не знали.

Юлия Юрьевна Темникова. Фото: пресс служба

1. Московский метрополитен мог появиться еще при императоре. В далеком 1902 году инженеры Петр Балинский и Евгений Кнорре предложили первый проект метро с центральной станцией у храма Василия Блаженного. Тогда от задумки пришлось отказаться, так как строительство метрополитена планировалось за счет частного капитала по концессии, причем господа концессионеры планировали забрать у города еще и трамвай, чтобы весь доход от существующей трамвайной сети и будущего метрополитена шел в частные руки. Такие условия договора не устроили правительство Москвы, и проект принят не был. К идее строительства метро вернулись только спустя 30 лет.

Проект московского метро. Николай Каразин. 1902 год

2. Раньше говорили «наш метро». Изначально слово «метро» было мужского рода, поэтому на старых плакатах можно увидеть лозунги «Наш метро — лучший в мире!».

3. В метро представлено почти 200 профессий, а около трети сотрудников — женщины. В том числе они работают машинистами электропоездов. Сегодня около 130 женщин-машинистов и помощников машинистов управляют составами на трех линиях метро: Филевской, Некрасовской и Сокольнической.

Фото: Леонид Великжанин. ТАСС

4. На Сокольнической линии проходили испытания самые передовые технологии своего времени. Например, первые автоматические турникеты появились на станции «Красные Ворота» в 1952 году. А «Комсомольская»-радиальная стала первой (и долгое время оставалась единственной) станцией Московского метро с пешеходными галереями над путями.

5. Станция «Охотный Ряд» — чемпион по смене названий. В 1955 году ее переименовали в «Имени Кагановича», в 1957 году возвратили историческое название, в 1961 году станция вновь была переименована — на этот раз в «Проспект Маркса». Лишь в 1990 году ей было возвращено первоначальное историческое название.

6. В мозаичных панно на станции «Комсомольская»-кольцевая есть кое-что удивительное для советского метро. Павел Корин (кстати, потомственный иконописец) в 1952 году изобразил несколько скрытых образов Христа. На одном из мозаичных плафонов стяг с образом Христа держит Александр Невский, за спиной которого — новгородский собор Святой Софии. На другой мозаике знамя с ликом развевается в руках у князя Дмитрия Донского, вышедшего с ратью на поле Куликово. И третья мозаика изображает освобождение Москвы от польских захватчиков Мининым и Пожарским. Оба они стоят под знаменем с образом Христа, за их спинами — Покровский собор с четко прописанными православными крестами, на груди у героев также светятся золотые кресты. Эти удивительные мозаики отразили перелом в официальном отношении советской власти к церкви.

Панно на станции «Комсомольская»

7. Изначально схема метро была монохромной — черной или красной. Первые линии получили цвета в 1957 году ко Всемирному фестивалю молодежи и студентов, чтобы иностранным гостям было проще ориентироваться.

8. В 1940 году на станции «Динамо» работала физическая лаборатория. Место выбрали не случайно: для получения достоверных данных ученым необходимо было укрыться от космического излучения, а «Динамо» на тот момент была одной из самых глубоких станций в Московском метро. Благодаря проведенным тогда исследованиям советские физики Георгий Флеров и Константин Петржак обнаружили новое физическое явление — спонтанное деление ядер урана-235.

9. Все, наверное, замечали, что поручни на эскалаторах иногда едут быстрее или медленнее ступеней. Это происходит из-за износа механизма. Как правило, у новых и только что отремонтированных эскалаторов поручни всегда едут немного впереди, но постепенно начинают отставать.

10. Метрополитен — настоящий рай для палеонтологов. В облицовке более чем 50 станций сохранились доисторические моллюски. Например, на станциях «Красносельская», «Арбатская», «Аэропорт» и «Трубная» можно встретить кораллы, на «Добрынинской» и «Электрозаводской» — раковины наутилусов, на «Первомайской» и «Каширской» — губки.

Окаменелые моллюски в мраморе на станции метро «Добрынинская»

11. Именно в Московском метро появилась первая в мире станция глубокого заложения с центральным залом — «Красные Ворота». А «Маяковская» стала первой в мире колонной станцией на большой глубине. Сегодня же самая глубокая станция Московского метро — «Парк Победы» на Арбатско-Покровской линии. Она уходит вниз на 84 метра.

12. Метрополитен не раз становился местом действия в кинофильмах, судьба героев которых тесно связана со столицей и с передвижением по ней. В фильме «Я шагаю по Москве» режиссера Георгия Данелии герой Никиты Михалкова играет метростроевца и к тому же поет знаменитую одноименную песню на эскалаторе станции метро «Университет». В вагоне метро с будущим мужем знакомится героиня Ирины Муравьевой в фильме «Москва слезам не верит» режиссера Владимира Меньшова, а герой Александра Лазарева навсегда теряет свою возлюбленную в фильме «Еще раз про любовь» режиссера Георгия Натансона рядом с станцией метро «Динамо». В Московском метро по сюжету снимавшегося в СССР в 1970 году фильма «Подсолнухи» режиссера Витторио де Сики проехалась сама Софи Лорен. А героиня другого фильма Данелии «Настя» в исполнении Ирины Марковой попадает на модный показ в вестибюле выдуманной станции «Махно». А ведь в реальности такие показы в Московском метро проходили, и не один раз! В 1997 году от станции метро «Маяковская» поезд привез зрителей в депо, где прошел показ Givenchy, и на нем присутствовал тогдашний креативный директор французского бренда Александр Маккуин. Спустя почти 20 лет, в 2016 году, станцию метро «Достоевская» закрыли для посетителей ради дефиле новой коллекции дизайнера Александра Терехова. А в 2022 году та же станция «Маяковская» превратилась в подиум Московской недели моды и по мрамору под мозаиками работы Александра Дейнеки свои творения показали отечественные бренды Ruban, Chapurin, Masterpiece и Katya Dobryakova.

Total
0
Shares
Предыдущая
Вызов принят!

Вызов принят!

Владислав Овчинский о балансе развития и сохранения исторического наследия города

Следующая
Москва создает городскую среду, в которой хочется жить.

Москва создает городскую среду, в которой хочется жить.

Ради счастья

Вам также может понравиться
Total
0
Share