В 2025 году Московскому метрополитену исполнилось 90 лет. Сегодня это неотъемлемая часть Москвы, самый востребованный транспорт города и место, с которого многие начинают знакомство со столицей. А еще наше метро — крупнейшее в Европе по пассажиропотоку и протяженности сети, самое надежное, чистое, красивое и, конечно же, самое любимое! И это далеко не все, что можно рассказать о Московском метрополитене. Юлия Юрьевна Темникова, советник заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности, рассказала «Смыслам» о 12 фактах из истории метро, которых мы с вами, скорее всего, не знали.

1. Московский метрополитен мог появиться еще при императоре. В далеком 1902 году инженеры Петр Балинский и Евгений Кнорре предложили первый проект метро с центральной станцией у храма Василия Блаженного. Тогда от задумки пришлось отказаться, так как строительство метрополитена планировалось за счет частного капитала по концессии, причем господа концессионеры планировали забрать у города еще и трамвай, чтобы весь доход от существующей трамвайной сети и будущего метрополитена шел в частные руки. Такие условия договора не устроили правительство Москвы, и проект принят не был. К идее строительства метро вернулись только спустя 30 лет.

2. Раньше говорили «наш метро». Изначально слово «метро» было мужского рода, поэтому на старых плакатах можно увидеть лозунги «Наш метро — лучший в мире!».
3. В метро представлено почти 200 профессий, а около трети сотрудников — женщины. В том числе они работают машинистами электропоездов. Сегодня около 130 женщин-машинистов и помощников машинистов управляют составами на трех линиях метро: Филевской, Некрасовской и Сокольнической.

4. На Сокольнической линии проходили испытания самые передовые технологии своего времени. Например, первые автоматические турникеты появились на станции «Красные Ворота» в 1952 году. А «Комсомольская»-радиальная стала первой (и долгое время оставалась единственной) станцией Московского метро с пешеходными галереями над путями.
5. Станция «Охотный Ряд» — чемпион по смене названий. В 1955 году ее переименовали в «Имени Кагановича», в 1957 году возвратили историческое название, в 1961 году станция вновь была переименована — на этот раз в «Проспект Маркса». Лишь в 1990 году ей было возвращено первоначальное историческое название.
6. В мозаичных панно на станции «Комсомольская»-кольцевая есть кое-что удивительное для советского метро. Павел Корин (кстати, потомственный иконописец) в 1952 году изобразил несколько скрытых образов Христа. На одном из мозаичных плафонов стяг с образом Христа держит Александр Невский, за спиной которого — новгородский собор Святой Софии. На другой мозаике знамя с ликом развевается в руках у князя Дмитрия Донского, вышедшего с ратью на поле Куликово. И третья мозаика изображает освобождение Москвы от польских захватчиков Мининым и Пожарским. Оба они стоят под знаменем с образом Христа, за их спинами — Покровский собор с четко прописанными православными крестами, на груди у героев также светятся золотые кресты. Эти удивительные мозаики отразили перелом в официальном отношении советской власти к церкви.

7. Изначально схема метро была монохромной — черной или красной. Первые линии получили цвета в 1957 году ко Всемирному фестивалю молодежи и студентов, чтобы иностранным гостям было проще ориентироваться.
8. В 1940 году на станции «Динамо» работала физическая лаборатория. Место выбрали не случайно: для получения достоверных данных ученым необходимо было укрыться от космического излучения, а «Динамо» на тот момент была одной из самых глубоких станций в Московском метро. Благодаря проведенным тогда исследованиям советские физики Георгий Флеров и Константин Петржак обнаружили новое физическое явление — спонтанное деление ядер урана-235.
9. Все, наверное, замечали, что поручни на эскалаторах иногда едут быстрее или медленнее ступеней. Это происходит из-за износа механизма. Как правило, у новых и только что отремонтированных эскалаторов поручни всегда едут немного впереди, но постепенно начинают отставать.
10. Метрополитен — настоящий рай для палеонтологов. В облицовке более чем 50 станций сохранились доисторические моллюски. Например, на станциях «Красносельская», «Арбатская», «Аэропорт» и «Трубная» можно встретить кораллы, на «Добрынинской» и «Электрозаводской» — раковины наутилусов, на «Первомайской» и «Каширской» — губки.

11. Именно в Московском метро появилась первая в мире станция глубокого заложения с центральным залом — «Красные Ворота». А «Маяковская» стала первой в мире колонной станцией на большой глубине. Сегодня же самая глубокая станция Московского метро — «Парк Победы» на Арбатско-Покровской линии. Она уходит вниз на 84 метра.
12. Метрополитен не раз становился местом действия в кинофильмах, судьба героев которых тесно связана со столицей и с передвижением по ней. В фильме «Я шагаю по Москве» режиссера Георгия Данелии герой Никиты Михалкова играет метростроевца и к тому же поет знаменитую одноименную песню на эскалаторе станции метро «Университет». В вагоне метро с будущим мужем знакомится героиня Ирины Муравьевой в фильме «Москва слезам не верит» режиссера Владимира Меньшова, а герой Александра Лазарева навсегда теряет свою возлюбленную в фильме «Еще раз про любовь» режиссера Георгия Натансона рядом с станцией метро «Динамо». В Московском метро по сюжету снимавшегося в СССР в 1970 году фильма «Подсолнухи» режиссера Витторио де Сики проехалась сама Софи Лорен. А героиня другого фильма Данелии «Настя» в исполнении Ирины Марковой попадает на модный показ в вестибюле выдуманной станции «Махно». А ведь в реальности такие показы в Московском метро проходили, и не один раз! В 1997 году от станции метро «Маяковская» поезд привез зрителей в депо, где прошел показ Givenchy, и на нем присутствовал тогдашний креативный директор французского бренда Александр Маккуин. Спустя почти 20 лет, в 2016 году, станцию метро «Достоевская» закрыли для посетителей ради дефиле новой коллекции дизайнера Александра Терехова. А в 2022 году та же станция «Маяковская» превратилась в подиум Московской недели моды и по мрамору под мозаиками работы Александра Дейнеки свои творения показали отечественные бренды Ruban, Chapurin, Masterpiece и Katya Dobryakova.
