Близится к завершению реставрация Политехнического музея, одного из самых масштабных памятников неорусского стиля в архитектуре Москвы. Над восстановлением исторического сооружения трудятся сразу несколько династий строителей, архитекторов, реставраторов и скульпторов. Многие из них еще детьми ходили на лекции в легендарный Политех, где сложные феномены из мира науки и техники объясняли простыми словами. А сегодня они уже вместе со своими собственными детьми, которые продолжают ремесло родителей, прилагают все усилия, чтобы один из старейших научно-технических музеев мира вновь стал эпицентром передовых знаний. Журнал «Смыслы» рассказывает, как опыт поколений помогает восстанавливать национальное достояние.
Стремления энтузиастов и воля императора
В середине XIX века среди граждан Российской империи наблюдался всплеск интереса к научной и технической мысли. В стране появилась плеяда инженеров, механиков, физиков, которые проектировали и строили сотни километров железных дорог, десятки мостов, возводили заводы и фабрики, изобретали новые механизмы и технологии. Профессия инженера стала в интеллектуальном сословии русского общества едва ли не самой популярной. Но вот места, которое могло объединить людей инженерных специальностей, ученых, естествоиспытателей и просто живо интересующихся наукой вольнослушателей, не существовало. В негласной борьбе между Санкт-Петербургом и Москвой за право построить первый в Российской империи музей, посвященный науке и технике, победила патриархальная экс-столица. В 1872 году император Александр II подписал указ о создании в Москве музея естественно-научных и технических знаний.

Указ этот вышел спустя несколько месяцев после завершения грандиозной Всероссийской политехнической выставки, организованной энтузиастами Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии и поддержанной Городской думой. Приуроченная к 200-летию со дня рождения Петра I выставка промышленных, сельскохозяйственных, военных, культурных и, разумеется, научно-технических достижений была задумана с целью собрать коллекцию для будущего общедоступного Музея прикладных знаний. В 86 временных павильонах вокруг стен Кремля и в Манеже разместились тысячи самых разнообразных экспонатов из 24 разделов, а заметки об участниках события и их достижениях печатались в ежедневном «Вестнике Московской политехнической выставки».За четыре месяца, с июня по сентябрь 1872 года, ее посетили 800 тыс. человек со всей страны — больше, чем в то время составляло население самoй Москвы. После закрытия этого масштабного события Комитет выставки отобрал самые передовые экспонаты, которые и составили основу будущей экспозиции музея.
Энтузиасты задумали, а Александр II одобрил не просто строительство первого в городе музея с заранее продуманными пространствами для размещения коллекций, архивов и лабораторий, а скорее центра для популяризации науки. На первых порах отобранные выставочные экспонаты разместили в арендованном здании на Пречистенке. Но уже через два года в районе Китай-города, на Лубянской площади, на месте бывших яблочных торговых рядов, архитекторы Ипполит Монигетти и председатель Московского архитектурного общества Николай Шохин начали возводить первый, центральный корпус Политехнического музея в неорусском стиле.Расположившийся в здании с фактурными фасадами и со специально спроектированной аудиторией на 480 человек, музей начал принимать первых любознательных посетителей. Случилось это за 15 лет до появления здания Третьяковской галереи, за 30 лет до открытия первого кинотеатра «Художественный».
Полностью в своем нынешнем величественном виде, с двумя крыльями, южным и северным, строительство которых растянулось почти на 30 лет, музей откроется в 1907 году. В советское время количество экспонатов в его коллекции превысит 220 тыс. единиц, что сделает московский Политех крупнейшим музеем о науке и технологиях во всем мире.За полторы сотни лет своей истории Политехнический музей сумел сформировать умы сразу нескольких поколений специалистов в самых разных научных областях. С первых дней его открытия в аудиториях звучали выступления ярких представителей российской и мировой научной мысли — Циолковского, Тимирязева, Вавилова, Капицы и даже нобелевского лауреата Нильса Бора. Посетители Политеха жадно впитывали знания и первыми слушали научно-популярные лекции об открытиях в физике, химии, генетике, астрономии, минералогии, энергетике, металлургии, приборостроении, прикладной математике и механике.О культуре ученые умы тоже не забывали: еще в 1910-х годах на сцене Большой аудитории читали свои стихи Маяковский, Бунин, Бурлюк, Есенин и Брюсов, а в 1960-х, во времена оттепели, их сменили Окуджава, Вознесенский, Ахмадулина, Рождественский, Евтушенко. Подобный вечер поэзии шестидесятников в 1962 году стал кульминационным моментом киноповести о судьбе целого поколения «Застава Ильича» режиссера Марлена Хуциева.
В начале 2000-х активно эксплуатируемое более чем 100 лет и пострадавшее от всевозможных исторических потрясений здание стало остро нуждаться в капитальном ремонте и в 2013 году было закрыто на реконструкцию. Cегодня в музее уже бережно восстановлены исторические элементы интерьера и экстерьера. В северной части здания снова появился пассаж, который в 1930-е годы застроили тремя этажами контор. Над Большой аудиторией вновь функционирует стеклянный потолок-фонарь, сконструированный в 1908 году инженером Анатолием Семеновым и разрушенный в 1941-м из-за разрыва фашистской авиабомбы. Внутренние дворы перекрыты прозрачными легкими куполами из стекла и сверхпрочного авиационного алюминия — теперь здесь смогут проходить различные мероприятия. А вокруг музея раскинулся сад, в который органично вписаны уже сложившиеся пешеходные маршруты горожан.
Профессия и экспертность — в наследство
Полтора века назад музей создавался при активном взаимодействии архитекторов, инженеров и ученых. В современности к решению важной задачи по сохранению и реконструкции одного из красивейших зданий столицы в соответствии с догмой Венецианской хартии также привлекаются лучшие специалисты Москвы и всей России. Многие из них передают секреты своего профессионального мастерства от поколения к поколение.
Сегодня над воссозданием Политеха трудятся четыре профессиональные династии. Главный архитектор проекта Наталия Туманова успела дважды стать лауреатом конкурса «Московская реставрация». В 2022 году она получила из рук мэра Сергея Собянина награду за проект реставрации храма Живоначальной Троицы сиротского приюта имени братьев Бахрушиных в Останкине — памятника неорусской архитектуры конца XIX века. А в 2024-м среди лучших проектов «реставрации с приспособлением к современному использованию» в том же конкурсе была отмечена работа Тумановой над восстановлением главного дома, или палат конца XVII века, части городской усадьбы с фабрикой Е. П. Петрова второй половины XIX — начала XX века на Большой Ордынке. В нынешнем проекте реставрации исторических фасадов и интерьеров Политехнического музея Наталии помогает ее дочь Маргарита Соколова, начинающий архитектор. Любимое ремесло передал своим детям и главный реставратор Политехнического музея Сергей Тырин: его дочь Ульяна оканчивает Московский государственный строительный университет, наблюдает за работой отца над проектом Политеха и помогает в разработке интерьерных решений, а сын Георгий уже окончил вуз и работает в строительной области, продолжая династию.
Восстановление горельефа с изображением покровителя Москвы Георгия Победоносца на фронтоне северного фасада музея доверили Дмитрию Левину, внуку известного скульптора 1970-х Виталия Николаевича Левина. Тот является автором 25 монументальных мемориалов и сотен памятных изображений известных людей по всей стране, а в Москве стоит его памятник Николаю Духову, одному из создателей советской атомной бомбы, и монумент «Защитникам Отечества» на площади Журавлева.Монументальный талант деда передался внуку. Когда в 2010 году Виталий Николаевич успешно восстановил 11 мраморных четырехметровых горельефов скульптора Иосифа Чайкова на тему «Народы СССР», которые украшают пилоны рядом с памятником «Рабочий и колхозница» на ВДНХ, помогал ему в этой кропотливой работе Дмитрий. Сегодня Левин продолжает династию и вносит свой вклад в возрождение Политеха в его былом великолепии.
Представители трудовых династий есть и среди руководителей АО «Политехстрой-Сварго», компании, которая завершает комплекс строительных работ в музее. За реставрацию и реконструкцию объектов культурного наследия отвечают брат и сестра Андрей и Александра Черногорцевы. Получивший образование военного строителя Андрей полностью руководит в Политехе блоком по корректировке проекта реставрации и приспособления, а также строительными работами. В трудовой биографии семьи Черногорцевых уже есть примеры реставрации подобного масштаба: Александра курировала другой проект федеральной программы «Строительство» — реконструкцию недавно открытой в Санкт-Петербурге знаменитой Консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Александра и Андрей — потомственные строители: их отец Валерий много лет занимался строительством жилых домов в стране.
Как и в начале своей полуторавековой истории, Политехнический музей старается делиться знаниями — даже в период реконструкции он оставался площадкой для прохождения производственной практики для студентов московских строительных вузов и техникумов. Уже совсем скоро все, кто принимал участие в восстановлении былого величия Политеха, смогут войти в его двери как посетители музея и почувствовать, что внесли важный вклад не только в сохранение «особо ценного объекта национального наследия» Москвы, но и в дело развития научно-технических традиций всей страны.
Фотографии предоставлены пресс службой АО «Политехстрой-Сварго»
